Создание МУП «Водоочистка» - серьезный шаг по модернизации водопроводного хозяйства Архангельска
Для Архангельска характерна ситуация, когда значительная часть водопроводно-канализационного хозяйства досталась городу «в наследство» от поселкообразущих предприятий: коммуникации в поселке 29-го лесозавода и на Бревеннике, на Экономии и Кегострове, Турдеево и Хабарке, на Левом берегу строились лесозаводами. В 2000-е как и жилфонд они оказались в одночасье не нужными новым собственникам предприятий. Для того, чтобы жители отдаленных территорий не остались без воды было принято решение о передаче бывших «бесхозов» на обслуживание МУП «Водоканал». Изношенные сети, которые ранее не принадлежали муниципалитету, ему пришлось латать за свой счет.
Пока тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливали городские власти, потери, которые нес МУП «Водоканал» компенсировались из городского бюджета. При этом плата для населения за воду практически не поднималась. Когда человек покупает в магазине пол-литровую бутылку воды за 30 рублей, он, вряд ли задумывается, что тысяча литров воды, поставляется ему прямо домой за несоизмеримо меньшие деньги. Сегодня тариф на водоснабжение для населения составляет 20 руб. 48 коп. за кубометр, на водоотведение – 19 руб. Мы привыкли к тому, что вода может течь из нашего крана хоть круглосуточно. Но она – тоже ресурс, и для города с изношенными сетями, ресурс дорогой. Однако долги населения города за воду составляют почти 200 млн. рублей.
Ситуация кардинально изменилась после того как с 2010 года тарифное регулирование услуг по водоснабжению стало полномочием областного правительства. Утверждаемый ежегодно, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тариф, меньше экономически обоснованного, в среднем на 35-40%. По закону разница должна компенсироваться из областного бюджета. Однако, выделяемые на эти цели средств – так называемая «дельта В» более чем в два раза меньше, чем реальные затраты МУП «Водоканал». Результатом подобной тарифной политики стали убытки предприятия в размере 456 млн. рублей за 2011-12 год. В итоге «Водоканалу» остро не хватает средств даже на решение текущих проблем. Кроме того в тарифе отсутствует инвестиционная составляющая.
Для выхода из сложившейся ситуации мэрия Архангельска и МУП «Водоканал», в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» разработали концепцию реструктуризации деятельности водопроводно-канализационного хозяйства. Наряду с существующим МУП «Водоканал», по согласованию с депутатами городской думы создано МУП «Водоочистка».
МУП «Водоканал» будет производить подъем и очистку воды для города, эксплуатируя Центральные водоочистные сооружения осуществлять транспортировку воды и водоотведения в центральной части Архангельска. К сетям этого предприятия будет подключено наибольшее количество абонентов.
МУП «Водоочистка» создается для подъема и очистки воды, а также очистки стоков на отдаленных территориях. Предприятию будут переданы локальные водо- и канализационные очистные сооружения, а также сети на островах и в поселках, не подключенных к централизованной системе водоснабжения. При этом плата для населения за воду и канализацию в черте города останется одинаковой.
Создание МУП «Водоочистка» - это первый шаг для достижения целей оптимизации работы водопроводно-канализационного хозяйства. При этом предполагается выполнение двух задач: установление экономически обоснованного тарифа для периферийных участков без повышения платы для населения и обеспечение возможности дальнейшей работы МУП «Водоканал», на обслуживании которого останется холодное водоснабжение и водоотведение в центре города.
МУП «Водоочистка» будет наделено статусом гарантирующего поставщика по холодному водоснабжению и водоотведению на о. Хабарка, о. Кего, п. Зеленый бор, п. Лесная речка, п. Турдеево, о. Бревенник, п. 29 л/завода, п. Цигломень, п. Кирпичного завода, п. Зеленец.
В соответствии с федеральным законодательством индекс роста тарифов не применяется для вновь созданных организаций. Поэтому при образовании нового предприятия МУП «Водоочистка» областным Агентством по тарифам и ценам должен быть установлен экономически обоснованный тариф. Разница между экономически-обоснованным тарифом и платой для населения финансируется из областного бюджета, так как функции регулирования тарифов принадлежат правительству области.
Существует и прецедент: для ОАО «РЖД» осуществляющего водоснабжение в микрорайоне станции Исакогорка Агентством по тарифам и ценам установлен тариф на водоотведение на 50% больше, чем действующий для МУП «Водоканала» (32,17 руб. за куб. м – 21,49 руб. за куб м), а на водоотведение – на 280% (53, 24 руб. за куб. м – 19 руб. за куб. м). Таким образом, новое муниципальное предприятие в праве рассчитывать на установление экономически обоснованного тарифа и получение компенсации разницы между ним и платой для населения из областного бюджета.
По прогнозам новое строительство жилья и объектов социальной сферы в областном центре потребует увеличения потребления воды с нынешних 150 тыс. кубометров в сутки до 180 тыс. кубометров в 2025 году. Соответственно вырастет объем водоотведения и нагрузка на систему канализации. Общий объем инвестиций в водопроводно-канализационное хозяйства Архангельска для его комплексной модернизации за 12 лет должен составить 33 млрд. рублей.
- В связи с тем, что МУП «Водоканал» находится в кризисном финансовом положении, реализация инвестиционных программ, а уж тем более привлечение инвестиционного капитала серьезно затруднено, - отметил заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чиненов. - Привлечение инвестиций возможно при обязательных условиях своевременного возврата и прибыльности вложенных средств. Создавая предприятие МУП «Водоочистка», мы делаем первый шаг для обеспечения инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного хозяйства Архангельска. Но при этом необходимо понимать, что любой инвестор будет, прежде всего, ориентироваться на гарантии установления экономически обоснованных тарифов.
Для скорейшего утверждения инвестиционных программ МУП «Водоканал» и МУП «Водоочистка» мэрия Архангельска инициирует разработку Схемы водоснабжения города. Для подготовки этого документа планируется привлечь специалистов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с которым муниципалитет заключил соглашение о сотрудничестве.
Однако для гарантированного привлечения серьезных государственных и частных инвестиций, необходимо подкрепление разработанной программы комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры Архангельска соответствующими тарифными решениями на уровне области и федерации. Город рассчитывает, что решения областного Агентства по тарифам и ценам будут направлены на создание долговременной нормативной база для частных инвесторов, готовых вкладывать средства в модернизацию объектов коммунального хозяйства Архангельска.