СРО УН Гарант  
домой карта сайта

поиск


НОВОСТИ

Управляющие компании СРОднятся

Законопроект, обязывающий создавать саморегулируемые организации в сфере управления недвижимостью, депутаты планируют рассмотреть на весенней сессии. Оттягивать решение вопроса, просто недопустимо, уверены эксперты. Отсутствие эффективных механизмов регулирования отрасли уже сегодня привело к тому, что у рядовых граждан ЖКХ ассоциируется с хаосом и «беспределом». Чтобы изменить ситуацию, нужно либо вернуться к старому, коррупционному механизму лицензирования, либо перейти к саморегулированию. Второй способ представляется властям более эффективным. Тем более, что СРО на практике доказали свою эффективность.

Несмотря на то, что механизмы работы саморегулируемых организаций еще не окончательно оформлены законодательно, эта система активно действует в регионах. По состоянию на 1 октября 2011 года в 58 субъектах страны зарегистрировано 73 подобных организации, объединяющих около 15% управляющих организаций.

Архангельская область - пионер в этом процессе. Некоммерческое партнерство «СРО УН «Гарант», в состав которого входят 28 управляющих компаний Архангельска и области,  стало второй официально зарегистрированной в России саморегулируемой организацией в ЖКХ. По мнению директора НП «СРО УН «Гарант» Алексея ТРОПИНА, только посредствам СРО возможно защитить коммунальный рынок от проникновения недобросовестных компаний, не задушив при этом бизнес в ЖКХ чрезмерным нормативным регулированием.

«Саморегулируемые организации прекрасно справляются с задачей профессионального отбора, - отмечает Алексей Тропин. - Основанные на принципе коллективной ответственности СРО не заинтересованы пускать в свои ряды недобросовестные компании, за ошибки которых потом придется расплачиваться всем остальным членам организации. Тем более что отвечать придется не только репутацией, но и рублем».

Нужно сказать, что наличие компенсационного фонда, обеспечивающего субсидиарную ответственность УК перед собственниками жилья и друг перед другом – одно из главных преимуществ системы саморегулирования. В законопроекте порог вхождения в саморегулируемую организацию установлен на довольно высоком уровне. По 100 тысяч рублей взносов придет отдать в компенсационный фонд плюс обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью граждан, включая общее имущество в доме на сумму в 500 тысяч рублей. Кстати, взнос в компенсационный фонд не может быть оплачен из средств собственников жилья.  

Алексей Тропин полагает, что такие довольно жесткие условия также помогут оградить рынок жилищно-коммунальных услуг от появления недобросовестных компаний с мизерным уставным капиталом. Для добросовестных компаний, не на словах, а на деле способных нести финансовую ответственность перед жильцами, солидный компенсационный фонд, напротив, станет дополнительным гарантом надежности перед жильцами», - уверен директор СРО.

Многие сотрудники управляющих компаний, уже вошедших в СРО, признаются: преимуществ у саморегулирования более чем достаточно. Во-первых, члены СРО добровольно подчиняются стандартам - профессиональным, техническим и этическим.

Во-вторых, в саморегулируемых организациях создаются органы контроля - нечто вроде службы собственной безопасности. Любой собственник - если его что-то не устраивает или нарушены какие-то нормы, - вправе обратиться в дисциплинарную комиссию. Таким образом, решается еще одна важная задача, поставленная перед саморегулируемыми организациями, - не в ущерб цене повысить качество жилищно-коммунальных услуг.

К примеру, в Архангельске в СРО «Гарант» созданы и действуют специализированные комитеты: дисциплинарный и по контролю за деятельностью управляющих компаний. По заявлениям жильцов на проблемные дома выезжают с проверкой и схалтурившую УК заставляют исправить недоработки. Кроме того, в организации эффективно работает собственная  информационная служба. За полтора года на горячий телефон  информационной службы поступило более тысячи звонков по самым разным жилищным проблемам. По каждому из них была проведена серьезная работа.

«СРО стимулирует управляющие компании, входящие в ее состав работать профессиональнее, эффективнее, это способствует развитию в сфере ЖКХ добросовестной конкуренции, как между участниками рынка, так и между самими саморегулируемыми организациями, - подчеркивает Алексей Тропин. – А наличие добросовестной конкуренции – первый и очень серьезный шаг на пути к организованному и качественному  рынку по управлению недвижимостью».

Другой немаловажный аспект деятельности саморегулируемых организаций – взаимодействие с органами власти. Представители СРО, как правило, входят в состав коллегий при Министерствах и департаментах ТЭК и ЖКХ и другие авторитетные органы, что позволяет членам организаций участвовать в различных федеральных программах и отстаивать свои права и интересы на самом высоком уровне. Управляющим компаниям членство в саморегулируемой организации позволяет своевременно реагировать на проверки многочисленных государственных и муниципальных органов, повышать эффективность и качество оказываемых услуг, а обслуживание жилого фонда сделать более прогнозируемым.

Председатель Комитета по собственности Государственной Думы РФ Виктор Плескачевский отметил: «Сегодня, когда на рынке ЖКХ работают и члены СРО, и «вольные казаки», у собственников жилья появляется выбор, с кем заключать договор на управление домом. Показатели работы тех управляющих компаний, которые являются членами первых в стране СРО, намного лучше и по исполнению обязанностей перед собственниками жилья, и по своевременности оплаты ресурсов поставщикам».

Положительный опыт работ добровольных СРО дает все основания полагать, что с приходом обязательного саморегулирования жилищно-коммунальная отрасль перестанет быть «темным царством» российской экономики, станет понятной и привлекательной для добросовестного бизнеса.